оригинал страницы http://kolesaonline.ru/
Штампованные или литые диски: что предпочесть и по каким параметрам выбирать ?
Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с
проблемой выбора и покупки шин. При этом многие одновременно с шинами
хотят приобрести и колёсные диски.
Это правильно. Потому, что собрав колёса один раз в последующем вы
будете экономить свои деньги и время, не выстаивая два раза в год
огромные очереди в шиномонтаже. Вам будет достаточно отбалансировать
колёса (а это можно сделать заблаговременно, не дожидаясь «сезона» смены
шин) и поменять их в любом автосервисе или даже самостоятельно. К тому
же, установив на машину, например, диски литые вы можете значительно улучшить вешний вид своего авто.
Но тут возникает вопрос - как правильно подобрать диски для своей машины ?
Начнём с того, какие именно колёса Вы хотите: литые диски
или штампованные? И у тех и у других есть свои минусы и плюсы.
Положительные стороны штампованных дисков в их простоте и надёжности –
даже при повреждении диска (вмятины) его форму можно восстановить,
прокатав на специальном станке, а в полевых условиях даже просто
молотком. Также, в большинстве случаев, штамповка дешевле своего литого
аналога. Из минусов можно отметить «банальность» внешнего вида, как
правило, больший вес и то, что такой диск крайне неудобно мыть изнутри, а
в зимний период это особенно актуально. С литыми дисками всё
противоположно. Плюсы: огромный выбор дизайнов и даже цветов, меньший
вес (15-30%) и удобство обслуживания. Минусы: литые диски
более дороги и в случае повреждения не поддаются ремонту. Повреждённый
диск необходимо заменить новым, хотя в настоящее время многие мастерские
предлагают произвести ремонт литых дисков. Мы не советуем этого делать
из-за особенностей технологии производства литых дисков, но это уже тема
для другой статьи.
А сейчас, допустим, с типом диска Вы определились. Но
встаёт следующий вопрос: как подобрать диск, который подойдёт именно на
ваш автомобиль? И какие параметры нужно знать для правильного выбора?
Скажем сразу, большинство производителей автомобилей в инструкции по
эксплуатации авто полных размеров дисков не даёт, ограничиваясь лишь
указанием посадочного диаметра и ширины диска, ну и в редких случаях
указанием вылета диска. Недостающие параметры придётся узнавать у
специалистов дилерского центра или продавцов.
Размеры штампованных и литых дисков
Полная маркировка диска выглядит, например, следующим образом:
6.5Jx16 H2 5/112 ET50 dia-57.1. Теперь расшифруем:
6.5 – ширина обода диска (измеряется в дюймах) – ширина той части, на которую надевается шина;
J – форма бортовой закраины. Встречаются и другие обозначения, но простому автолюбителю это знать не обязательно;
x – обод неразборный (абсолютное большинство легковых дисков производится сейчас именно такими);
16 – номинальный посадочный диаметр (измеряется в дюймах). Это
диаметр должен строго равняться посадочному диаметру шины. Недопустимо,
например, устанавливать шину диаметром 16 на диск 16.5 дюймов.
H2 – Hump – небольшой кольцевой выступ, проходящий по ободу диска
ближе к его закраинам. Он необходим для надёжной фиксации безкамерной
шины на ободе. Цифра 2 в данном случае указывает на наличие 2-ух хампов,
т.е. по одному около каждой из закраин;
5 – количество отверстий для крепления диска к автомобилю;
112 – PCD (Pitch Circle Diameter) – диаметр окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий (измеряется в мм);
ET (возможны также написания OFFSET) – вылет диска (измеряется в
мм) – расстояние от привалочной плоскости до воображаемой плоскости,
проходящей через середину обода диска (в нашем случае 50мм);
Dia (возможны также написания D, Centerbore) – центральное отверстие (измеряется в мм).
Теперь разберёмся, какие из размеров можно изменить и в каких пределах, а какие должны остаться «нетронутыми».
Ширина обода зависит от ширины монтируемой на него
шины. Например, шину 205/55R16 допускается устанавливать на диск шириной
от 6 до 7,5 дюймов, при рекомендованной ширине 6,5 дюймов. Поэтому
размер обода диска можно выбирать именно в этих пределах. Правильно подобрать шины к диску поможет таблица соответствия шин и дисков.
Посадочный диаметр – тут выбор ещё больше.
Минимальный диаметр всегда указан в инструкции автомобиля и может
увеличиваться практически до бесконечности. Но учтите, чем больше
диаметр диска, тем ниже будет профиль шины, а это в свою очередь
отрицательно сказывается на комфортабельности езды, но улучшается
управляемость автомобиля на высоких скоростях.
Количество крепёжных отверстий – этот параметр остаётся без изменений.
PCD, в большинстве случаев, изменить также нельзя.
Хотя у некоторых производителей литых дисков (OZ Racing, AEZ, DOTZ)
предусмотрены специальные болты с эксцентриками, позволяющие
прикручивать, например, диски с PCD 100мм на автомобили с PCD 98мм. На
автомобилях у которых литые диски крепятся с помощью гаек такое невозможно.
Вылет – изменение вылета возможно в сторону его
уменьшения. Но желательно, чтобы такое уменьшение укладывалось в пределы
до 1см. В сторону увеличения числа вылета, как правило, изменения
невозможны, т.к. чем МЕНЬШЕ число вылета, тем диск БОЛЬШЕ «выходит»
наружу автомобиля относительно колеса с «родным» вылетом, и наоборот.
Таким образом при увеличении числа вылета диск будет больше утапливаться
в машину, при этом значительно растёт вероятность того, что он упрётся в
детали подвески или тормозных механизмов.
Центральное отверстие в штампованном колесе
обязательно должно равняться диаметру ступицы автомобиля, для его
правильной центровки на ступице. С литыми дисками ситуация несколько
иная. В настоящее время большинство фирм, производящих литые диски, как
отечественные, так и зарубежные, делают диски с универсальным
центральным отверстием. А для центровки используют специальное
центровочное кольцо, у которого внешний диаметр равен диаметру отверстия
в диске, а внутренний диаметр равен диаметру ступицы автомобиля.
Приведу пример. Диск размером 6.5x16 5/114.3 et45 dia-72.6 можно
устанавливать на автомобили Mitsubishi, диаметр ступицы у которых 67.1мм
и на автомобили Toyota, размер ступицы у которых 60.1мм. Так вот для
того, чтобы не делать два разных литых диска производитель выпускает
один диск с бОльшим центральным отверстием, в нашем случае 72.6мм и два
центровочных кольца – первое 72.6/67.1 и второе 72.6/60.1. При
постановке колеса на автомобиль кольцо вставляется в диск, после этого
диск устанавливается на машину, центруясь на ступице, и затягивается
болтами или гайками. После этого центровочное кольцо никакой нагрузки не
несёт и никак не влияет на ходовые характеристики автомобиля.
Центровочные кольца могут идти в комплекте с дисками либо поставляться
за отдельную плату. Повторюсь, у штампованных дисков таких колец быть не
может.
Литые диски. Подводные камни.
Ещё у дисков есть очень важный параметр, который в
маркировке не указывается - максимальная нагрузка. Поэтому даже если
диск по всем размерам подходит на ваш автомобиль, нагрузку лучше
уточнить. У отечественных колёс её можно посмотреть в паспорте диска, у
зарубежных – придётся поискать на их сайтах в интернете.
И последнее, что нужно иметь ввиду при покупке дисков, существует так называемый X-фактор
– это когда, все размеры диска совпадают с необходимыми, но диск всё
равно не встаёт на машину, упирается в детали подвески или тормозные
механизмы. Это связано с самой формой выштамповки или спиц литья.
Поэтому мы всегда рекомендуем своим клиентам перед бортировкой шины на
колесо сначала примерить его на автомобиль на переднюю и заднюю ось,
прикрутив на пару болтов и аккуратно прокрутив.
В настоящее время у абсолютного большинства
производителей дисков на их сайтах в интернете есть каталоги
гарантированной применяемости дисков. Если в таком каталоге есть ваш
автомобиль и к нему есть понравившийся вам диск, то его можно смело
покупать, значит он полностью подходит по всем параметрам.
Сейчас выбор сделать стало гораздо проще, чем может показаться с первого взгляда. Удачи Вам в покупке ))
|